**Интервьюер:** Чем вы занимаетесь? Какой у вас опыт,
связанный с поющими чашами?
**Анна:** В прошлом я - артист балета, а с 2016 года
начала работать тренером по растяжке. Постепенно я начала вести йогу в гамаках,
и так получилось, что пришла в центр звуковой терапии, где впервые
познакомилась с тибетскими поющими чашами. Сначала мастера обучали меня, как
правильно воздействовать на чаши, как мягко их раскручивать, чтобы избежать
дискомфорта. Затем я прошла обучение в другом месте, но там информация
оказалась не полной.
И на опыте я заметила, что некоторые схемы из того обучения
не всегда благоприятно воздействуют на людей. Для кого-то они являются
нормальными, а у кого-то вызывают чувство тревоги и даже паники. Бывало, что
люди уходили с практики из-за дискомфорта. Тогда я начала исследовать этот
вопрос и искать способы создать более благоприятное воздействие на звуковых
медитациях.
И узнала про школу Healingbowl®, там же я приобрела свой
личный набор чаш. Тогда я узнала о другой расстановке чаш. Во многих школах
принято расставлять чаши по октаве, но на практике я столкнулась с тем, что
такая расстановка иногда оказывает деструктивное воздействие на человека. Если человек
стабилен, это не так ярко выражено, но если у него есть подавленные эмоции,
переживания, травматичные состояния, то такая расстановка и схема воздействия
на чаши может усугубить его состояние. Я поняла, что так я работать не хочу.
Главный принцип любого человека, работающего с людьми, – это
"не навреди". В момент, когда я поняла, что не всё, что я делала,
приносит пользу, я решила глубже изучить метод.
Есть некоторые моменты, которые были для меня важными при
выборе школы. Во-первых, что в школе Healingbowl® программа разработана людьми
с медицинским образованием, педагоги с мед образованием. Они опираются на
научное медицинское воздействие частот, знают, какие частоты воздействуют на
определённые участки мозга и рецепторы. С чем ассоциируется в обычной жизни.
Это крайне важно. Конечно, возможно, я не всё знаю, но у меня есть информация,
а я в этой сфере я 3 года, на сколько мне известно, это школа единственная с
государственной аккредитацией и правом преподавания и с выдачей дипломов и
сертификатов. Сертификаты, которые раздаются в других школах, я не уверена, что
юридически обоснованы, и это пугает.
**Интервьюер:** Это было очень интересно. Получается, люди в гармонично здоровом состоянии легко переносят воздействие октавы. А если им требуется помощь, то эта помощь не оказывается, и даже оказывается обратный эффект.
**Анна:** На самом деле даже люди, которые стабильны в
хорошем состоянии, которые очень тонко чувствуют, для них схема с октавой тоже
скорее всего будет некомфортна.
**Интервьюер:** Здесь вы разбирали целую последовательность
схем.
**Анна:** Конечно, но они как раз все выстроены очень
гармонично. Какая нота с какой сочетается, какая нота с какой не сочетается,
чтобы не было дисгармонии. Очень важно, чтобы интервалы соблюдались. Правильное
соблюдение интервалов музыки оказывает терапевтический эффект на человека. На
этом построена вся классическая музыка, которая также обладает терапевтическим
эффектом. Если воздействовать на чаши, не соблюдая музыкальные интервалы, это может
привести в дисгармонию и вызвать у человека некомфортные ощущения. То есть
вместо расслабления человек может уйти тревожным, раздражённым и разобранным,
получив обратный эффект, не тот, зачем он пришёл.
**Интервьюер:** С
акустикой и музыкой всё понятно. Спасибо за обратную связь! А есть ещё
физиотерапевтический аспект? Как насчёт контактных методов — вы были с ними
знакомы раньше? Практиковали? Сейчас что-то новое нашли?
**Анна:** Да, я была знакома с контактными методами и
рассматривала их от разных мастеров. У каждой школы были свои методики, но,
например, только в этой школе мне объяснили важные технические моменты. Почему,
например, нельзя сразу класть человека на живот во время массажа, что сделать,
чтобы не было резкого перепада давления, чтобы человеку не стало плохо. В
контактных методах определённая последовательность имеет очень большое
значение. Конечно, есть вариации, но определённые моменты должны строго
соблюдаться, и только здесь я познакомилась с этим подходом.
На предыдущем обучении нас учили, что мы человека сразу
кладём на живот и начинаем воздействие с левой стопы у женщин и с правой у
мужчин, и поднимаемся наверх. Энергия поднимается снизу вверх, и для
медитативных практик такая логика может работать. Но есть множество медицинских
нюансов, как перепады давления, изменение густоты крови и другие аспекты,
которые также играют важную роль в контактных техниках.
Я столкнулась с тем, что в массаже чашами некоторые мастера
стараются ударить по чаше сильнее, чтобы была мощная вибрация, думая, что чем
сильнее резонирует чаша, тем лучше эффект. На самом деле это не совсем так, и
такой техникой можно даже навредить в некоторых случаях. Лучше воздействовать
через мягкую вибрацию, которая достигается раскручиванием чаши.
Очень мало кто из того что я столкнулась на практике,
обращает внимание на то, чтобы не придерживали чашу внутри, работая стиком
резонатором, а придерживали чашу снаружи, не прерывать круг движения при
раскручивании. Вращение должно быть не полукруговым, а непрерывным. Тогда вибрация
получается более ровной и медитативной, и нет резких срывов, которые могут
вывести из состояния расслабления.
ФРАГМЕНТ КУРСА
Суриков ВП: этот момент, когда чаша прыгает на надкостнице, его
можно считать.
**Ученик:** А что чувствуешь, там же полость? Вибрация
сильная?
**Анна:** Такое чувство, будто если там что-то
есть, оно сейчас "пробьётся".
Суриков ВП: А знаете, как. Если есть заложенность носа, она
убирается очень хорошо.
**Анна:** Малый таз. Оно именно в сгиб бедра идёт,
ощущения, как стакан с водой раскручивают, они именно такие же.